Обслуживание двигателей ЯМЗ

В преддверии подготовки техники к весеннее – полевым работам хочу напомнить основные положения обслуживания двигателей ЯМЗ. Двигатель ЯМЗ трактора имеет большой срок службы при правильной обкатке после капитального ремонта и своевременном техническом обслуживании. Исправная работа двигателя и длительный срок службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации, поэтому внимательно отнеситесь к проведению всех регламентных работ по обслуживанию двигателя. Для двигателя установлен период обкатки равный не менее 30 моточасов. Температуру охлаждающей жидкости работающего двигателя поддерживать от 80- 100 град.С. Работа непрогретого двигателя под нагрузкой строго Запрещается, так как экономичность и срок службы двигателя в сильной степени зависят от температурного режима. Нельзя допускать резкого увеличения частоты вращения коленчатого вала сразу после пуска двигателя, так как загустевшее масло медленно доходит до подшипников коленчатого вала и при большом числе оборотов подшипники могут быть выведены из строя. Во избежание выхода из строя турбокомпрессора не допускать резкой остановки нагруженного двигателя. При затягивании гаек крепления головок цилиндров строго соблюдать последовательность и заданный крутящий момент- 240-260 Н*М(24-26 кгс*м). Особое внимание техническому обслуживанию после обкатки нового двигателя или двигателя после кап.ремонта.

Основные этапы обслуживания после обкатки:

1. Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости — 90-95 град.С.
2. Заменить масло в системе смазки двигателя
3. Промыть фильтр центробежной очистки масла
4. Промыть фильтр грубой очистки масла.
5. Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра турбокомпрессора
6. Протянуть гайки крепления головок блока
7. Подтянуть внешние резьбовые соединения, обратив особое внимание на крепление топливного насоса высокого давления к двигателю, корпуса привода вентилятора , подвески двигателя во всех точках.
8. Отрегулировать зазоры клапанного механизма. (Зазор между клапаном и коромыслом толкателя на холодном двигателе- 0,25-0,30 мм.) Регулировать клапанные зазоры рекомендуется в порядке их работы. Для ЯМЗ-238 :1-5-4-2-6-3-7-8.
9. Подтянуть резьбовые соединения муфты привода топливного насоса высокого давления.
10. Проверить и при необходимости отрегулировать установку угла опережения впрыскивания топлива.
Для обеспечения надёжной работы прокладок головок цилиндров проводите повторные подтяжки гаек при первом ТО-1 и первом ТО-2 с последующей регулировкой клапанных зазоров после каждой подтяжки.. После замены прокладки головки цилиндров подтяжку производить так же , как и в период обкатки, то есть через 1,5- 5 часов работы двигателя при первом ТО_1 и первом ТО-2.

Основные этапы обслуживания двигателя :
1. Ежесменное ТО(каждые 8-10 м.ч.)
2. ТО-1 (каждые 125 .м.ч.)
3. ТО-2 (каждые 500 м.ч.)
4. ТО-3 (каждые 1000 м.ч.)
5. Сезонное ( температура выше +5 град. или ниже +5 град.С)

Ежесменное ТО.

1. Проверить работу двигателя на слух и по показаниям контрольно- измерительных приборов, после остановки двигателя сразу проверить на слух работу турбокомпрессора.
2. Проверить состояние двигателя наружным осмотром.
3. Проверить уровень масла в масляном картере двигателя.

ТО-1:

1. Слить отстой из топливных фильтров грубой и тонкой очистки. ЗИМОЙ слив отстоя производить ЕЖЕДНЕВНО.
2. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней привода водяного насоса, генератора и компрессора.
3. Промыть фильтр центробежной очистки масла.
Дополнительно через одно ТО-1(через 250 м.ч.)
1. Заменить элемент фильтра грубой очистки топлива и промыть колпак фильтра.
2. Заменить масло в системе смазки.
3. Промыть фильтр грубой очистки масла.(ЯМЗ-238)
4. Заменить элемент масляного фильтра турбокомпрессора.(ЯМЗ-238)
При обнаружении в процессе работы двигателя повышенных отложений на картерных деталях, крышках головок цилиндров, в роторе фильтра центробежной очистки масла и на элементе фильтра грубой очистки масла, связанных с применением моторного масла пониженного качества сроки смены масла и обслуживание масляных фильтров сократить необходимо ВДВОЕ, т.е. смену масла, промывку фильтра грубой очистки масла и замену элементов масляного фильтра турбокомпрессора производить при каждом ТО-1 !!!

ТО-2:

1. Слить отстой из топливных фильтров.
2. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней.
3. Заменить масло в системе смазки двигателя.
4. Промыть фильтр центробежной очистки масла.
5. Промыть фильтр грубой очистки масла
6. Заменить элемент масляного фильтра турбокомпрессора.
7. Заменить элемент фильтра грубой очистки топлива.
8. Заменить элемент тонкой очистки топлива.
9. Заполнить смазкой полости подшипников натяжного устройства привода компрессора.
10. Подтянуть резьбовые соединения муфты привода топливного насоса В,Д,
11. Проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива.
12. Подтянуть болты крепления турбокомпрессора(ТКР) к картеру маховика и фильтра ТКР к всасывающему коллектору.

ТО-3:

1. Слить отстой из топливных фильтров
2. Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводных ремней
3. Заменить масло в системе смазки двигателя
4. Промыть фильтр центробежной очистки масла.
5. Промыть фильтр грубой очистки масла.
6. Заменить элемент масляного фильтра ТКР.
7. Заменить элементы фильтров грубой и тонкой очистки топлива.
8. Заполнить смазкой полости подшипников натяжного устройства.
9. Проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива.
10. Подтянуть болты крепления ТКР к картеру маховика и фильтра ТКР к всасывающему коллектору.
11. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанном механизме..
12. Снять форсунки и провести их техническое обслуживание.
13. Через каждые 2000 м.ч. работы снимать для проверки топливный насос.
14. Через каждые 3500 м.ч. работы двигателя снимать стартер и проводить его техническое обслуживание.
15. Через каждые 3000 м.ч. работы двигателя проверить лёгкость вращения ротора турбокомпрессора, при необходимости провести его ТО.

Сезонное ТО.

1. Осенью и весной заменять масло и топливо соответствующими предстоящему сезону.